Описание Кирилловской церкви в г. Киеве / Б. Л. Смирнов

Материал из БоЛеСмир
Перейти к:навигация, поиск
Описание Кирилловской церкви в г. Киеве
Б. Л. Смирнов
Источник: машинопись из архива Анны Григорьевны Яхонтовой (г. Ашхабад). Описание Кирилловской церкви (Б. Л. Смирнов).pdf
Скачать:
Описание Кирилловской церкви[1][2][3], в г. Киеве, памятник раннего XI века. В 80-х[4] годах реставрация старинных фресок и роспись храма были поручены Врубелю[5], как его дипломная работа при окончании Академии[6]. Кое-какие древние фрески удалось сохранить на северной стороне, а "прочие погибли безвозвратно".
(это медитационное описание Б. Л. делал по-памяти).
Надгробный плач - Врубель - 1884.jpg

Ещё до входа в храм, в полутёмном коридорчике между храмом и трапезной, Врубель тихо-тихо, но останавливает вас и напоминает: "Не забудь куда и зачем идёшь. Видишь? Да, вижу! Совершенно неожиданно, так как здесь в православных храмах ничего не бывает, повернув голову направо, Вы видите глубокую полутёмную нишу, в глубине которой — Тело, и жёны-мироносицы над Ним творят "надгробное рыдание".

Врубель: "Этого забывать нельзя. Я пришел из места скорби/
— Данте/ Я знаю ужас умирания Духа"/.

Не помню, был ли над дверью "Страшный Суд", как это полагается по канону, но по бокам двери стояли два архангела (как это полагается по канону) — на северных и южных вратах иконостаса, но зеркально. В руках они держали свитки, увещевающие входящих собрать мысли и входить и пребывать в храме благолепно. Это прелюд. Такова заданная духовностью тональность.

Аввакум-Врубель-1884.jpg

Храм. Однорядный врубелевский[7] иконостас, "как в дни былые". Местные образа, из них чаще всего воспроизводится левый: Богоматерь с младенцем. Храмовый образ, до двери. Всё предельно лаконично. У северной стены вход на хоры. Идущий по очень крутой деревянной лестнице погружается почти во мрак. Хоры. Северная их часть очень затемнена беспорядком колонн. В них что-то есть. Из полумрака молодое Лицо выглянуло с колонны. А может быть из-за колонны? Аввакум? Свет из окна в западной стене. Там, поближе к свету, ещё Лицо, ещё фигура. Соломон? Да, кажется. Тает полумрак. Западный свет отступает, сливается со светом центральной части хоров. Последняя колонна. Её не минешь. На ней, нет, из неё выбегает в рубище, с почти седыми, висящими прядями, волосами, с такой же всклокоченной бородой, с раскрытыми, не смотрящими "сюда" глазами, не сводящий взора с "Того", с поднятой десницей, полностью показывающей ладонь, стремительный, через века величайший пророк — Исайя (Ишайогу). Он был в том будущем, реально видел всё: Гефсиманию, первосвященнический двор, преторию и, наконец, Лифтостратон, а по-еврейски "Гавафа", то самое колесо, колесо самсары, о котором много сказал Иезекииль. Исайа знает, как примут пророчество ("Господи, кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня?"). Но он знает и свою Правду, и своё право, знает и суровый долг говорить, как говорит "власть имущий": "Шиму йомаим ве хаазину хе орец!" — "Услышьте, небеса, покорно внемли, земля!" Он весь на свету, ибо Он видел всё, без всякого сомнения, видел, без всякого сомнения реально то, о чём говорит...

Моисей-Космос-Врубель-1884.jpg

Он уже не в неверном сумраке северного отдела, Он в центральном отделе хоров. Свет отдела уже не тот, он полной волной, как звуки хорала, льётся сюда из нефа. Он зовет взор, властно притягивает его. Врата, пропускающие хоралы в центральный неф непреложно, неумолимо рассечены пополам центральной колонной. Ни выбора, ни возможностей, ни обетов. Закон тяготения — всеобщая основа: всё мерой, числом и весом. И колонна эта Моисей, но не тот, которого видел Микельанджело: — Могучая симфония мышц, которым скрижали Завета и то не в тягость. Нет, совсем другой Моисей, никогда не обещающий быть таким. Его безбородое лицо никогда не сможет носить такой бороды, его утончённо-мелкие, превосходно иннервированные черты не говорят о физической силе, хотя Он — непобедимая колонна, всеобщая и незыблемая, как закон тяготения, на который опирается КОСМОС, как подписал художник.

Идеальный круг, из которого глаза в глаза взирает Ветхий Днями, простерший свою творческую длань: "Ва йохмер Элохим йехи ойр" — "И сказали Элохим": — Да будет Свет, и стал Свет". Выше — Непостижимое, Неизречённое, Непредставимое Чудо — "Не оставлю вас сирыми, приду к вам" — последнее обещание Возносящегося, обетование Параклита-Утешителя. Но это тема особая. В старом издании Врубеля есть кое-что оттуда.

Нужно идти дальше, на южную сторону. И здесь опять потрясающее: на восточной стене светлое видение Старца в белых одеяниях, с густыми белыми волосами и бородой, держащего белые Хлебы, прообраз "хлеба живого, сходящего с небес". Бездонные очи Его устремлены в Запредельное. "Клялся Господь и не раскается: "Ты священник вовек по чину Мельхиседека[8] (мелки — Царь, цедек (или цэдек) — Истина).

Мельхисидек-Аарон-Врубель-1884.jpg

А на западной стене (это как-бы колонны, прорез в стене, как бы дверь в южную часть) — Аарон — толстый, румяный "при всех регалиях". Идея взята, конечно из "Послания к Евреям" — первого христианского памятника, подвергшегося критике библейской немецкой школы (Бруно Бауэр и др.). Принадлежит ли это послание перу ап. Павла, как принимает Восточная церковь, или нет, но идея священства по чину Мельхиседека, сама по себе грандиозная, едва выражается намёками в Писании. Впервые — в XVIII главе Бытия (Берейшит), в эпизоде сражения Авраама за Лота. Это сказание, раскрытое в символах, огромной силы и глубины, требует отдельного рассмотрения. Здесь имя Мельхиседека появляется впервые. Мельхиседек вышел в долину царскую (или долину царей) встретить Авраама с хлебом и вином (что считается прообразом Евхаристии).

Еще раз Мельхиседек упоминается в знаменитом мессианском псалме 109: "Сказал Господь Господу моему: Седи одесную Меня... Из чрева прежде Денницы (Люцифера), подобно росе рождение Твоё. Клялся Господь и не раскается: "Ты священник во-век по чину Мельхиседека. Господь одесную Тебя". — Это всё, что есть о Мельхиседеке в Древнем Завете и в Послании к Евреям.

Богоматерь-Ижакевич.jpg

Таким образом, Моисей, как жрец Изиды, ставит вопрос о двух церквах, и без понимания духовного значения этих чинов, без прохождения между двумя этими фигурами, как между скал Семплегад, невозможно пройти на южную сторону хоров. Здесь — поворот к Востоку. На южной стороне, через узкую дверь, охраняемую двумя лабароносными Ангелами, входят в особую комнату — крестильню (баптизарий). Прямо против двери, простирая руки к приходящему, Великая Матерь[9], ибо крещение есть сугубо материнское дело. Так завершается круг заклинательный, необходимый для крещения...

Учение о двух чинах, так ярко и четко выраженное средствами искусства изобразительного, мне не приходилось видеть никогда и нигде. Как мог знать это Врубель — не знаю. Если это его интуиция — то за это одно он заслуживает быть среди махатм, великих гениев живописи.

__________________

Примечания

  1. В исходном тексте "Описание церкви св. Кирилла-Мефодия...", но это ошибка переписчика, т. к. речь идет о Кирилловской церкви, (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Об этом есть упоминания и в письмах к Д. Д. Дебольскому, и других. (Прим. ред.)
  2. Пройтись виртуально по храму можно с помощью сайта: https://my.matterport.com/show/?m=ekRQmewCeg4
  3. Фрагмент письма Б. Л. Смирнова из собрания Пикалова: "Знаете ли Вы Кирилловскую церковь? Она почти ровесница Софии, но от первоначального здания мало что сохранилось (северная стена с древней фреской Рождества).
    В конце ХIХ в. Прахову было предложено её ремонтировать. Расписывать церковь он пригласил Врубеля. Эти фрески мало известны. Обычно воспроизводятся "Оплакивание" (в нише справа, у внутренних дверей трапезной). Рапидного Ангела у дверей крестильни (южная сторона на хорах). Известны его "Божья Матерь" и "Христос" из иконостаса.
    У Грабаря есть кое-что, но разрозненное, а в советском издании Врубеля и того меньше. А здесь важна композиция прямо потрясающая. Врубель открыл некоторые сокровенные стороны христианства так, как никто, насколько я знаю не открывал (из живописцев)".
  4. В исходном тексте 90-х. Исправлено, т.к. реставрация велась в 1880-1884 гг. (Прим. ред.)
  5. Реставрацией занималось около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и Михаил Врубель. Но, следует заметить, что основные росписи на хорах выполнил Врубель. (Прим. ред.)
  6. Врубель так и не закончил академию и уехал в конце 1884 г. в Венецию. См. Домитеева, В. М. Врубель. — М.: Молодая Гвардия, 2014 с. 126—131. (Прим. ред.)
  7. Правильно было бы сказать "праховский иконостас". (Прим. ред.)
  8. Из письма Д. Д. Дебольскому от 28.V.1957 г.: "Приходилось ли Вам бывать на хорах Кирилловской церкви? Там Врубель это всё изобразил с потрясающей ясностью. Большего сказать невозможно. На плафоне Сошествие Св. Д. и на колоннах плотный, румяный Аарон во всех своих регалиях, а против него неземное видение Малкицадеке, по чину которого Первосвященник вошёл не с кровью агнца, но со своею собственной Кровью? Как же это назвать? Да разве дело в названии?"
  9. Мария Оранта. Фреска выполнена Иваном Сидоровичем Ижакевичем (Прим. ред.)