Культурные связи Туркменистана и Индии в древности (Лоллекова О. / 2001 г.)
Лоллекова О.
Скачать:
О. ЛОЛЛЕКОВА, доцент
Туркменского национального
института мировых языков им.
Азади, кандидат исторических наук.
Археологические культуры, архитектурные памятники, городские цивилизации, существовавшие в древности на огромном пространстве от Каспия и до Индостана, постоянно вызывают к себе огромный интерес и являются предметом всестороннего изучения. Создатели этого богатого культурного наследия - народы Индии и Туркменистана находятся на двух концах этого огромного азиатского материка. С самой глубокой древности эти два народа имели свое самобытное, оригинальное развитие, и во все времена между ними имелись определенные контакты, связи и взаимодействия, что неопровержимо подтверждают археологические данные.
Благоприятные природные условия способствовали заселению территории Туркменистана людьми в эпоху древнего каменного века - палеолита. Позднее, в эпоху мезолита, отмечается значительная увлажненность климата в Туркменистане, что способствовало еще более широкому освоению, расселению и развитию первобытных коллективов.
Практически сходную ситуацию развития можно наблюдать в истории каменного века Индии. Археологические материалы свидетельствуют о непрерывном заселении большей части Индии с эпохи нижнего палеолита. Индустрии ашельского типа известны, начиная от Сиваликских холмов на севере до долины Картальяр на юге, от полуострова Саураштра на западе до холмов Гаро в районе Мечхалайа на востоке. Тем самым подтверждается факт, что люди палеолита существовали в самых разнообразных ландшафтных условиях /В. Н. Мишра, 1984/. Галечные орудия труда из Туркменистана обнаруживают сходство с найденными в Индии, что позволяет говорить об общности начальных исторических путей Туркменистана и Индии. Более того, Индия является одним из очагов, где происходила трансформация физического типа человека. В науке имеется версия возможного проникновения человека на территорию Туркменистана из Индии.
И в Туркменистане, и в Индии практически в одно время к 6000 году до нашей эры сложились предпосылки для возникновения оседлого уклада жизни, базирующегося на регулярном земледелии. Такого рода неолитическая культура в Туркменистане называется джейтунской. Само поселение Джейтун хорошо изучено /В. М. Массон, 1971; Новые исследования на поселении Джейтун, 1992/. Здесь обнаружены глинобитные строения, сложенные из глиняных батонов предшественников сырцовых кирпичей. Здесь многочисленны находки кремневых орудий труда, в том числе и вкладышей от серпов. Керамическая посуда - лепная, иногда украшенная росписью. Анализ обнаруженных зерен ячменя и пшеницы, а также костей животных позволил утверждать о наличии земледелия и скотоводства.
В долине Инда, в результате раскопок поселения Мергар, была открыта и изучена своеобразная культура древних земледельцев. Сравнение материальной культуры Джейтуна и Мергара демонстрирует много схожих черт в этих неолитических культурах. Сравнение таких надежных аргументов, как архитектура, погребальные обряды, каменная индустрия и прочие, позволили отнести поселение Мергар к типу неолита юго-западной Азии. Это дает дополнительный аргумент в пользу существования в этот период контактов с джейтунской культурой в Туркменистане.
Уже начиная с эпохи раннего энеолита Туркменистан и Индия имели не только эпизодические связи, а скорее всего являлись частью одной этнокультурной зоны. Подтверждением тесных этнических контактов Туркменистана и Индии служит близкое сходство антропологического состава населения. Черепа, выявленные в процессе раскопок из поселения Монджуклы-депе, относящегося к V тысячелетию до нашей эры, дают прямые аналогии материалам из Индии.
Таким образом, историческое развитие Туркменистана и Индии было довольно близким. Процессы развития древних обществ протекали в постоянном взаимодействии как в культурном, так и в этническом плане.
В эпоху энеолита /медно-каменный век/ отмечаются заметные изменения и плане взаимовлияния культур. В Туркменистане к IV тысячелетию до нашей >ры отмечается формирование крупных центров площадью в 10-15 гектаров, таких как Геоксюр, Кара-депе, Йылгынлы-депе и другие.
Этот период времени еще называют периодом расцвета культур расписной керамики. Особенно большого успеха в производстве восхитительной по красоте керамики достигли южнотуркменистанские мастера. Поэтому расписную керамику Южного Туркменистана обнаружить в других регионах не составляет большого труда. В этот период отмечается проникновение культур с северо-запада и сторону Индийского субконтинента. На поселениях Амри и Синде в Южном Белуджистане, а также в комплексах Рана Гхундай имеются прекрасные образцы росписной керамики южнотуркменистанского образца.
Принципиально новым этапом в истории Туркменистана и Индии является период появления раннегородских цивилизаций эпохи бронзы. Этот период знаменует широкое развитие культурно-экономических связей двух регионов. В конце III - начале II тысячелетий до нашей эры формируются первые /древнейшие города Туркменистана, такие как Намазга-депе, Улуг-депе и Алтын-депе. Одновременно в Индии наблюдается расцвет цивилизаций Мохенджо-даро и Хараппы. Археологические материалы свидетельствуют о большом взаимовлиянии южнотуркменских и индийских цивилизаций.
При раскопках городского центра Алтын-депе были обнаружены предметы из слоновой кости, выполненные в виде квадратных пластин размером 5x5 см с идентичными рисунками на обеих сторонах в виде кружочков, прочерченных по кости. Вместе с ними были найдены четырехгранные палочки, орнаментированные кружками и поперечными линиями. По мнению специалистов, эти предметы имели предназначение для игры. Эти, безусловно индийского происхождения, предметы являлись частью закопанного клада, в состав которого входили также керамические и бронзовые сосуды, украшения из лазурита и сердолика и прочих вещей.
Значительные аналогии, доходящие порой до идентичности, можно наблюдать при сравнении форм и изображений на бронзовых печатях из Алтын-депе и Хараппы.
Нельзя оставить неотмеченными находки двух печатей на Алтын-депе, изготовленных из мягкой породы камня, похожей на алебастр. На одной печати изображен типичный знак протоиндийской письменности - “грабли” или “вилы”, а на другой печати имеется изображение креста-свастики.
В связи с этими находками актуальным становится вопрос о довольно тесных контактах и вероятности проникновения протодравидского языка далеко за пределы Индостана, вплоть до Туркменистана.
Печать с изображением свастики из Алтын-депе имеет также совершенно идентичную аналогию из поселения Келлели времени развитой бронзы из долины Мургаба. Здесь на поселениях страны Маргуш найдены сотни печатей, изготовленных из бронзы и камня. Наиболее ценную коллекцию составляют каменные печати - амулеты с двусторонним рисунком, выполненным гравировкой из легкой породы камня, называемой стеатит. Аналогии древнемургабских печатей имеют довольно широкую географию по всей территории Древнего Востока, включая и долину Инда. Имеются специальные исследования по анализу сюжетов, мотивы которых восходят к сюжетам Авесты и Ригведы, что является предметом отдельного исследования. Необходимо лишь отметить, что печати-амулеты долины Мургаба относятся к финальной стадии эпохи бронзы - времени Намазга VI и, соответственно, аналогии этим мотивам находятся в древнеиндийских комплексах постхараппского времени, в особенности в Чанху-Даро, генезис культуры которого, по мнению многих специалистов, относится к западным культурам.
Таким образом, имеющийся археологический материал из Южного Туркменистана свидетельствует о существовании в древности довольно тесных культурных связей между Туркменистаном и Индией. В последующие периоды истории эти контакты еще более усиливаются, что выражалось даже в виде прямой инфильтрации групп населения в соседние территории.