Б. Л. Смирнов – выдающийся ученый-медик (Захарова Л. М. / 2001 г.)

Материал из БоЛеСмир
Перейти к:навигация, поиск
Б. Л. СМИРНОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-МЕДИК
Захарова Лилия Михайловна
Источник: "Сын трех народов", Материалы международной научной конференции "110-я годовщина со дня рождения академика Б. Л. Смирнова", г. Ашхабад, 21 ноября 2001 г.
Скачать:
Сын трех народов. Сборник докладов - 2001.pdf

Л. М. Захарова, врач-невропатолог,
кандидат медицинских наук.

Борис Леонидович Смирнов был выдающимся ученым, врачом, но главное – Человеком с большой буквы, прекрасным Учителем.

В течение ряда лет – в студенческие годы и после окончания мединститута – мне довелось близко общаться и работать под его руководством.

В Военно-медицинской Академии в Петербурге Б. Л. Смирнов учился у знаменитых профессоров: по анатомии у В. Н. Шевкуненко, слушал лекции И. П. Павлова. Будучи студентом, написал около 7 научных работ по анатомии. И всю последующую жизнь был не только врачом, но активно занимался и наукой.

В Туркмению Бориса Леонидовича в 1935 г. сослали, насколько мне известно, за дворянское происхождение[1]. Вначале на курорте Молла-Кара он работал не только невропатологом, но и изучал влияние грязелечения на больных и разработал методики грязелечения при многих заболеваниях. Эти методики используются до сих пор. Там он полюбил Туркмению и говорил, что ничего прекраснее ночного неба в .пустыне у Молла-Кара он никогда не видел. На курорте работал и над своей кандидатской и докторской диссертациями, тема которых была связана с изучением сосудов спинного мозга. В 1939 г. стал руководителем кафедры нервных болезней при Мединституте и директором НИИ неврологии и физиотерапии вплоть до ухода на пенсию.

Первый в Советском Союзе ввел курс нейрохирургии в изучении неврологии и организовал кафедру нейрохирургии, сам почти ежедневно проводил нейрохирургические операции, в 1944 г. также впервые сделал операцию по удалению грыжи межпозвонкового диска.

В годы Великой Отечественной войны консультировал раненых в госпиталях. При НИИ неврологии и физиотерапии было организовано специальное отделение эвакогоспиталя, где профессор проводил сложнейшие операции, спасая массу раненых. Борис Леонидович как-то рассказывал, что в то время не было спирта и тогда при операциях на головном мозге тщательно обрабатывали операционное поле простым хозяйственным мылом, при этом нагноений не отмечалось.

Борис Леонидович ювелирно проводил операции, различные нейрохирургические манипуляции. Однажды на носилках принести тяжело больного молодого человека с выраженным менингиальным синдромом. Борис Леонидович, не мешкая ни минуты, тут же сделал ему пункцию 4-го желудочка головного мозга. Обнаружен был гнойный процесс; профессор ввел в 4-й желудочек большую дозу пенициллина. Даже в настоящее время пункцию 4-го желудочка могут делать далеко не все нейрохирурги и невропатологи.

Когда произошло землетрясение в 1948 г., Борис Леонидович под утро уже был на центральной площади Ашхабада, где со своими учениками под открытым небом без отдыха оперировал, спасая раненых.

Будучи широко эрудированным человеком, Борис Леонидович занимался различным вопросами медицины в Туркмении, участвовал в становлении неврологии, нейрохирургии, психотерапии, курортологии и физиотерапии. Тогда вместе со своим учеником М. Г. Бердыклычевым объездил все известные в то время грязевые и водные лечебные источники. Он первым начал изучать наследственные болезни. (На нашей конференции присутствует его ученица – специалист по наследственным заболеваниям нервной системы Л. С. Султанова). Им опубликовано много работ по нейроинфекциям, в том числе нейробруцеллезу, энцефалиту в Туркмении; поражению головного и спинного мозга при травмах, опухолях, при эпилепсии, алкогольном поражении нервной системы; по лечению заболеваний нервной системы физиотерапией, в том числе – на курортах, биотиками профессора А. И. Венчикова и др.

Сам Борис Леонидович был скромен, всегда ходил в одном и том же темно-синем костюме. Как-то сотрудники кафедры института в день рождения подарили ему деньги на новый костюм, но он истратил их на подписку иностранных и отечественных нужных ему журналов. Добрейшая и чуткая душа побудила его взять на воспитание мальчика из детского дома, ровесника Юрия Михайловича Волобуева – сына его жены Людмилы Эрастовны Лысенко.

У Бориса Леонидовича было много учеников. А учителем по неврологии он был необыкновенным. Впервые на 4-ом курсе, услышав его лекцию о головном мозге, высших корковых функциях, влюбилась в неврологию и тут же записалась в кружок по неврологии. Занятия вел Борис Леонидович у себя дома. Много занимались анатомией головного мозга, препарировали мозг. Учитель говорил, что без знания анатомии мозга быть невропатологом невозможно. Во время занятий заставлял думать, рассуждать, задавал много вопросов и медицинские загадки. А после занятий угощал чаем, фруктами, обедом и проводил культурно-просветительные беседы. Рассказывал об историях, легендах, которые отражены в картинах гениальных художников прошлых столетий. – Рафаэля, Микеланджело и др., о выдающихся личностях прошлого времени.

При возможности вывозил в Фирюзинское ущелье, Пионерскую рощу, Нису, и там, на природе рассказывал о Нисе, о созвездиях небосклона и многом другом. Борис Леонидович справедливо считал, что врач должен быть широко эрудированным человеком.

Врач должен интересоваться жизнью своего больного, чтобы понимать причины его недуга. Учил, что к больному надо относиться как к своему родному, близкому человеку, как к отцу, матери, сестре, брату. И надо изучать не только неврологию, но надо хорошо знать терапию и другие медицинские дисциплины. Самому осмотреть горло, выслушать сердце, пропальпировать живот и т. д., поскольку к невропатологам часто попадают больные с уже осложнением на нервную систему от какого-либо соматогенного страдания.

Борис Леонидович также учил, что надо интересоваться открытиями в других науках, например, физике, химии, и применять их, по возможности, в своей практике при распознавании болезни, определении лечения. Обязательно хорошо знать физиологию человека, патогенез конкретного заболевания. Говорил, что тяжелые переживания не только усиливают болезнь, но и могут снимать упорные синдромы. Привел себя в пример: до землетрясения его ежедневно беспокоили боли в сердце, после землетрясения боли на длительное время прекратились.

На встречах, беседах давал жизненные советы. Например: после тяжелой пиши (борщ, плов и др.) надо принимать даже молодым людям желчегонные средства, помогая печени. В домашней аптечке необходимо иметь жидкий витамин А, который хорошо заживляет кожные ранки, ожоги. Хлеб лучше хранить в глубокой глиняной посуде (керамической). Листочки ароматных роз не выбрасывать, а сушить и затем класть в шкаф с постельным бельем.

На обходы Бориса Леонидовича всегда приходило много врачей города. Почти у всех в руках были блокноты, карандаши, чтобы записать советы, мудрые изречения учителя. Особенно много врачей из города приходило в институт на разборы, консультации, которые проводились по четвергам. Приходили не только невропатологи, но и терапевты, нейрохирурга, психиатры.

Борис Леонидович рассказывал, как, будучи фронтовым врачом, на базаре купил потрепанный толстый словарь древнеиндийского языка санскрита (сам учитель знал много иностранных языков). С тех пор Борис Леонидович увлекся на всю жизнь языком, философией, культурой, жизнью древнего народа Индии. Начал заниматься переводом с санскрита древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Борис Леонидович рассказывал, что получает много писем с благодарностью, многие люди находили в книгах "Махабхараты" ответы на жизненные для себя вопросы, советы и др.

Как-то он прочитал нам письмо одного молодого человека, больного гемофилией. Молодой человек писал, что не хотел жить, его мучили тяжелые мысли. Прочитав "Махабхарату", он изменился, понял, что надо жить, жизнь – это счастье, что надо бороться с недугом. Таких писем было много.

Борис Леонидович увлекался всем, что касалось Индии. Он любил и разделял мудрую человеколюбивую философию Николая Константиновича Рериха, жившего много лет в Индии. В последние годы жизни выходил с палочкой навстречу к приходившим к нему. Так похудел, что чем-то стал похож на народного вождя Индии Махатму Ганди.

Когда Борис Леонидович уходил на пенсию, он собрал весь коллектив кафедры и института неврологии, чтобы попрощаться. И первые слова его были: любите, уважайте друг друга, дружите, никогда не стесняйтесь советоваться друг с другом, несмотря на возраст и опыт.

А чтобы заниматься наукой, необходимо иметь следующие качества:

  1. Любовь к истине, которая делает человека непреклонным.
  2. Любознательность, настоящая заинтересованность в изучаемом объекте.
  3. Умение по части осознать целое.
  4. Наблюдательность.
  5. Терпеливая методичность в работе.

Он также говорил, что каждый человек должен оставить после себя светлый след. Вся замечательная жизнь и творческая деятельность Б. Л. Смирнова – прекрасный пример для подражания.

Примечания

  1. Здесь уместно упомянуть, что известная женщина - дипломат дворянского сословия А. М. Коллонтай приходится Б. Л. Смирнову дальней родственницей