Беседа о сохранении индивидуального сознания после смерти / Б. Л. Смирнов - 1949
(Беседа[1]записана одним из участников 21 января 1949 г.)
Б. Л. Смирнов
Скачать: -
На днях мне задали вопрос: "Сохраняется ли индивидуальное сознание после смерти?" На этот вопрос нельзя ответить в состоянии нашего обычного сознания. Это или – "знается" или нет возможности ответить теоретически. Всякий теоретический подход к решению этого вопроса оказывается несостоятельным, потому что здесь дело не в теории.
"Любовь есть победа над жизнью и смертью"[2]. "Жизнь" (с маленькой буквы) есть суета, майя. Чтобы приблизиться к вечной Жизни, надо победить эту жизнь. Победа над жизнью возможна только через любовь, также как и победа над смертью, ибо только любовь может разрешить проблему сохранения индивидуального сознания после смерти. Адвайтисты учат, что сознание едино, что нет двойственности, что двойственность – иллюзия, а поэтому нет и любви. Любовь возможна там, где сохраняется единомножество (диалектическое): "я" и "ты". Если есть субъект и объект, сохранена возможность любви. Поскольку совершается единение субъекта и объекта, их слияние, постольку существует любовь. Это диалектический момент – и "да", и "нет" в одном. Объект существует постольку, поскольку есть стремление к единению, слиянности. Об этом говорят вишнуизм, тантризм... Это и есть разрешение вопроса о едином и единственном. В христианстве понятие о единомножестве, о слиянности замаскировано в учении о единении с Христом в едином теле Христовом.
Любовь есть тот принцип, который утверждает сохранение индивидуального сознания именно ради сохранения принципа любви. Бхакты говорят: "Я предпочитаю есть сахар, а не самому стать сахаром" (Рамакришнa)[3] — я хочу любить Бога, а для этого сохранить свою индивидуальность[4], а не самому стать Богом. Христос говорит: "Будьте едины, как и мы едины. Я в вас и вы во Мне. Я в Отце Моём. Я и Отец – одно"[5][6]. Конечно, для рационалиста любовь весьма слабый аргумент для доказательства сохранения индивидуального сознания после смерти.
"Любовь есть победа над жизнью и смертью" – доказать это утверждение нельзя, его надо пережить во всей его диалектичности в духе. Другой подход к решению этого вопроса даёт Кант (с точки зрения проблемы ценности): "Две вещи говорят мне о вечности: звёздное небо надо мной и моральный закон внутри меня"[7]. Раз существует вечный моральный Закон, существует возможность его реализации. Раз закон безусловно-вечен, то возможность его реализации безусловно-вечна. То, что Кант называет "категорическим императивом", безусловным вечным велением морального закона, заставляет предполагать безусловного и вечного реализатора этого закона. Вечность – прорыв к трансцендентальному, превосходящему[8] феноменальное. На этом Кант и строит своё утверждение вечности. Мне кажется, что это рационалистическая формулировка того же закона любви. Закон моральной ценности – закон любви. Софистика, которую унаследовали марксисты[9], отрицает безусловность морального закона, утверждает его относительность. У каждого общества своя мораль (см. Каутский "Мораль дикаря"[10] Против этой софистики боролся Кант – он говорит, что нужно найти формулу, которая выражала бы постоянную, неизменную формальную сторону морали[11], формальную сторону ценности, а не материально-конкретную, апостериорную[12][13] формальную ценность, которая всегда будет относительной. Кант формулирует категорический императив: "Не делай никогда другому того, чего ты не хотел бы, чтобы делали тебе другие"[14]. Это парафраз Евангелия: "Делай другим то, что ты хотел бы, чтобы тебе делали другие"[15]. Формулировка Канта чисто формальна, не даёт никакого конкретного содержания. Но Евангелие даёт и более конкретную, более высокую формулировку: "Слушай Израиль: Господь Бог твой есть Бог Единый и возлюби Его всем сердцем твоим, всем разумением твоим и ближнего своего возлюби, как самого себя"[16]. Этот принцип единства гораздо динамичнее, чем сухая выхолощенная формула Канта, формула Отца без Матери, а следовательно и не Отца, т. к. Отец без Матери немыслим.
Формулировка же Бхакти, Евангелия гораздо сильнее – она имеет реальное живое содержание, реальную живую силу, которая "есть", как непосредственная данность;[17] любовь – аксиома, из которой исходят доказательства, а не она подлежит доказательству. Бог или аксиома, или его приходится отрицать.
Определяя и доказывая, мы идём к неизвестному, опираясь на первичное, известное нам. Доказать Бога можно только через Бога, т. е. через то, что первее Его – получается порочный круг в доказательстве и задача остаётся неразрешённой. Вот почему я не люблю говорить о таких вещах. Я уж столько раз осекался, не видел возможности говорить о Реальном. Надо иметь Реальное, чтобы говорить о Нём, и надо иметь "уши", чтобы слышать о Нём. Не получишь Его, лишь слушая о Нём. Кто хочет есть, должен протянуть руку, взять еду и есть. Рассуждением о белках, жирах и углеводах – не насытишься. Кто хочет реализации бессмертия, должен реализовать его в себе. Иного пути нет и быть не может. Это бесконечно трудно, но цель так огромна, что требует огромных усилий для достижения её. И разве цель не стоит их? Для решения всякой задачи требуется приложение адекватной силы. Где адекватная точка здесь? "Если я любви не имею, то я медь звенящая или кимвал бряцающий"[18]. – Это всё ещё не то. Я должен свести бесконечное к точке, к своему "я", я должен отдать всё своё "я".
"Если кто хочет сохранить душу свою в мире сeм – потеряет её..."[19][20] – лишь это будет адекватно Цели. Что же это за "всё", адекватное цели? – Это не отдельные чувства, способности и пр. – это "моё" ещё не всё. "Всё" – Любовь, всё существо должно быть охвачено Любовью. Рамакришна был пьян от Любви, пьяным поднял на себя меч, пьяным дошёл до Матери. Бхакти учит такой любви, только она – путь к Великой Матери.
Реальный опыт получается постольку, поскольку реализуется Любовь. Христианство давало не менее великие формулы Бхакти, чем Индия – "неслиянно и нераздельно" – формула Вселенского Собора и символа веры Афанасия Великого (I-й Собор, 325[21] г.). Постижение этого решает всё.
Реальный опыт получается постольку, поскольку реализуется любовь. – Это переход к малым арканам — антитеза жизни, смерти, любви – решение квадратуры круга.
Примечания редактора
- ↑ Речь Б. Л. Смирнова, записанная одним из участников беседы, состоявшейся после коллективной медитации на тему "Любовь" 21 января 1949 г. (в некоторых сборниках год опускается, возможно 1959 г.). Текст беседы входит в разные сборники "Цикла годичных медитаций", а также в сборник А. Э. Лысенко "Выписки из писем Б. Л. Смирнова", Ашхабад, 1978 г., раздел "Любовь", и имеет незначительные расхождения. Разбивка абзацев взята по сборнику Грищенко, Подчеркивание предложений, фраз следует сборнику Лысенко.
- ↑ Одна из медитационных формул Смирнова к медитации о Любви этого дня
- ↑ См.: "Провозвестие Рамакришны" / С предисл. и введ. Суами Абхедананды. - Санкт-Петербург : Новый человек, 1914. "То есть, его желание заключается не в том, чтобы стать сахаром, а в том, чтобы есть сахар"(гл. V, ч. I).
- ↑ Фраза "а для этого сохранить свою индивидуальность" в сборниках Грищенко, Решетняка, Пикалова пропущена, в сборнике Лысенко присутствует
- ↑ Ин.17:21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
Ин.17:22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Ин.17:23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. - ↑ Так в сборниках Грищенко, Решетняка, Пикалова. В сборнике Лысенко "Да будут все Едины, якоже и Отец и Сын едины. Я в вас и Вы во мне. Я в Отце моём. Аз и Отец - одно".
- ↑ "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". См.: Иммануил Кант "Критика практического разума" / И. Кант, Собрание сочинений в шести томах, т. 4-й, ч. 1, серия "Философское наследие", / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1965. — стр. 499
- ↑ В сборниках Грищенко, Пикалова, Решетняка "превосходящее", в сборнике Лысенко "превосходящему"
- ↑ Так в сборнике Лысенко, в других сборниках "Софистика марксистов, отрицает..."
- ↑ См., напр.: Каутский, Карл (1854-1938). Этика и материалистическое понимание истории : (Опыт исслед.) / Пер. с нем. К. Когана и Б. Яковенко; Карл Каутский. - Санкт-Петербург : В.И. Яковенко, 1906. - [2], 134 с.; 22. - (Социалистическая библиотека).
- ↑ Слова "формальную сторону морали" есть только в сборнике Лысенко
- ↑ эмпирическое знание, т.е. знание, полученное из опыта
- ↑ Так в сборнике Лысенко. В других сборниках "апостериальную".
- ↑ Здесь мысль не совсем понятна, т.к. цитируется отрицательная формулировка "Золотого правила нравственности". Категорический императив Канта имеет другую формулировку: "… поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом", или "… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". В примечании к "Основам метафизики нравственности" Кант пишет: "Не следует, однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. ("то, что ты не хочешь, чтобы тебе сделали, и т.д." – вставка ред.) может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя и с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.". См.: Иммануил Кант "Основы метафизики нравственности", Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности // И. Кант, Собрание сочинений в шести томах, т. 4-й, ч. 1, серия "Философское наследие", / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1965. — 271 с.
- ↑ Мф.7:12 Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Лк.6:31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. - ↑ Смешаны две формулировки из Второзакония и Евангелия:
(Втор.6:4-5). Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
(Мф.22:37-40). Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. - ↑ Во всех сборниках здесь стоит не точка с запятой, а запятая и далее "данность, любовь – аксиома...". Поставлена точка с запятой ред. по смыслу.
- ↑ 1Кор.13:1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
- ↑ Мф.16:25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
Лк.9:24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. - ↑ Фраза в кавычках во всех сборниках помещена в скобки, в этой редакции они удалены
- ↑ В исходном тексте был указан 321 год. Первый Вселенский Собор прошел в 325 году в г. Никее, и там был составлен и принят Никейский символ веры в котором нет формулы «неслиянно и нераздельно».Символ веры Афанасия Великого, тогда еще дьякона, участвовавшего в Первом Вселенском Соборе в качестве секретаря епископа Александра, включен в некоторые православные требники, но он не связан с Никейским символом веры и идет отдельным текстом, и на текущий момент в православном богослужении не используется. В латинском тексте содержится идея филиокве (Дух Святой исходит от Отца и от Сына), но в православных требниках "и от Сына" опускается. В символе веры Афанасия Великого содержится формула «неслиянно и нераздельно»: «Кафолическая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества». Эта формула также созвучна четвертому Вселенскому Собору (Халкидонский Собор) 451 года: «один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно;».