Назначение мистериального цикла сформированного Борисом Леонидовичем Смирновым (Нижельский А. Г. / 2011 г.)

Материал из БоЛеСмир
Версия от 14:12, 8 марта 2020; Admin (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к:навигация, поиск
НАЗНАЧЕНИЕ МИСТЕРИАЛЬНОГО ЦИКЛА СФОРМИРОВАННОГО БОРИСОМ ЛЕОНИДОВИЧЕМ СМИРНОВЫМ
Нижельский Александр Григорьевич
Источник: Международная конференция, «Б. Л. Смирнов — 120 лет со дня рождения», г. Кишинёв, 15 декабря 2011 г.
Скачать:

Мы, саматвиристы, не мало знаем о жизни и творчестве нашего духовного учителя Бориса Леонидовича Смирнова.

Но, даже обладание этими поистине бесценными материалами не позволяет со всей определённостью ответить на некоторые вопросы, а именно: В какой период жизни Бориса Леонидовича Смирнова был создан мистериальный цикл? При каких обстоятельствах мистериальный цикл создавался? Кто помогал Борису Леонидовичу? И каковы были первые результаты мистериальной практики?

Видимо, ответы на перечисленные вопросы пока могут представлять из себя только предположения, т.к. нет необходимых материалов. Но об одном факте можно утверждать: в 1949 году мистериальный цикл уже существовал в той форме, в которой мы его знаем. Кроме того, можно утверждать, что в 1949 году в Ашхабаде под руководством Бориса Леонидовича проводилась активная мистериальная работа, в которой участвовали ближайшие ученики Смирнова.

Принципы мистериальной практики, как специфической методологии преображения личности и развитие сознания были открыты в глубокой древности и реализованы в тех или иных формах. Известно, что в древности существовали элевсинские мистерии, проводившиеся на Элевсине, пифагорейские, древнеегипетские, орфические-дионисийские, древнехристианские и т. д. Даже древне-ведическая ритуальная практика отдаёт мистериальностью.

Под мистериями во всех древних культурах подразумевался обряд или цикл обрядов. Проводились эти обряды в определённом месте, по всей видимости, это были места силы, или в специально предназначенном для обрядовой деятельности архитектурном сооружении. Проводились в определённое время года (например на Элевесине мистерии проводились весной и осенью), ежегодно и коллективно.

Коллективный фактор является ключевым в мистериальной практике, т. к. мистериальная практика — это коллективная форма совершенствования. Мистерия это обряд или ритуал, ориентированный на духовное развитие личностей, участвующих в мистерии. Мистерия это специфическая объективация трансрациональной, трансличной, трансцендентной стихии. И через объективацию, пусть не реально, а символически, участники все-таки приобщаются к трансцендентному.

Термин «мистерия» греческого происхождения, и в древнерусских текстах этот термин переводился через слово «таинство», «тайна». Таким образом, участвовать в мистерии означает приобщиться к тайне, и по возможности постичь тайну.

Мистериальный цикл сформированный Борисом Леонидовичем Смирновым, также как и знаменитые мистериальные системы древности, обладает своими, формирующими его индивидуальный лик, принципами. Перечислим их.

Первый принцип можно условно назвать «астральным».

Заключается он в том, что даты проведения отдельных мистерий, как правило, увязаны с зодиакальным положением солнца. К этому ещё можно добавить, что мистериальный цикл в целом, согласно рекомендациям Бориса Леонидовича, должен проводиться в «светлую» половину года. Так метафорически называли в древней Индии часть года, которая считалась наиболее благоприятной для духовной работы.

Второй принцип можно условно назвать «тематическим».

Если проанализировать тематический состав мистериального цикла, то становиться очевидным, что все темы цикла можно подразделить на три группы. Первая совокупность тем посвящена основным этапам духовного развития личности. Вторая совокупность тем посвящена постижению Жизни, постижению Смерти, и взращиванию в душе участника мистериального действа Любви. Иначе говоря, вторая совокупность тем посвящена фундаментальным факторам, формирующим бытие личности как таковой.

Третий принцип можно условно назвать «стержневой идей цикла». Он посвящен трудно улавливаемым мистическим моментам.

Заключается этот принцип в том, что в мистериальном цикле фактически разворачивается концептуально одна идея. Но при этом, рассматривается с точки зрения той или иной темы мистерии. Таким образом, каждая мистерия цикла освящает генеральную идею, но в своём ракурсе, в своём аспекте.

Каждая мистерия, входящая в мистериальный цикл, также как и мистериальный цикл в целом, слагается из составляющих мистерию элементов. Фактически все или почти все мистерии слагаются из трёх элементов: формул, введений, актов.

Формулы в мистериальном цикле подразделяются на две категории. К первой категории формул относятся те формулы, в которых выражена сущность некоторых трансперсональных переживаний или трансперсонального опыта. Ко второй категории формул относятся те формулы, которым присущ чисто реализационный характер. Это видно из того факта каким образом они построены. Фактически они представляют собой утверждения от первого лица в настоящем времени и выражают намеренье личности преодолеть тот или иной аспект личного несовершенства.

«Введения» в мистериальном цикле — это тексты, в которых раскрывается тема мистерии на уровне идей, смыслов, концепций. Иначе говоря, тема разворачивается чисто на интеллектуальном уровне. В мистериальном действе «введение» ориентировано на активизацию интеллектуальной сферы личности.

«Акты» в мистериальном цикле это тексты поэтического и ритмического характера, подобранные тематически. Значительная часть этих текстов была позаимствована из древних памятников и разнообразных текстов духовного характера.

В мистериальном цикле «Акты» ориентированы на активизацию душевной сферы личности, цель этой активизации заключается в том, чтобы ввергнуть участников мистерии в то душевное состояние, которое запечатлено в данном «Акте». «Акт» это текстовая объективация соответствующего душевного состояния. И фактически, при правильной организации мистериального действа и при наличии соответствующего настроя, чтение «Актов» должно продуцировать соответствующие психические переживания.

Замечено, что системы мистериального прохождения в древних культурах преследовали, фактически, одни и те же цели, они создавались для решения одних тех же задач. А именно: выправление и нормализация психики; постепенное взращивание высоких душевных качеств; общее развитие ментальной сферы, т.е. пробуждение такого ментального качества, которое в современной терминологии приблизительно можно отобразить с помощью термина интуиция, в глубинном смысле этого слова как экстраментальное качество; трансперсональные переживания.

Мистериальный цикл сформированный Борисом Леонидовичем, в плане целей и задач, не отличается от мистерий прошлых эпох. Кардинально же мистериальный цикл сформированный Борисом Леонидовичем отличается от мистериальных систем прошлого своим содержанием, комплексом присутствующих идеологем. В мистериальном цикле Бориса Леонидовича присутствует ряд идеологем, которые не были известны древним культурам. Не были известны по вполне простой и очевидной причине не пришло ещё время их выявлять.

Мне кажется, очень важно относительно мистериального цикла сформированного Борисом Леонидовичем различать потенциал мистериального цикла и его назначение. Потенциал мистериального цикла и сопряжённой с ним мистериальной практики всецело обуславливается возможностями, способностями, а, следовательно, общей подготовкой личностей участвующих в мистериальном действе. Ведь по сути, возможности мистериального цикла и сопряжённой с ним мистериальной практики таковы, что посредством мистериального действа могут быть получены ряд эффектов — либо это обретение участниками мистерии чисто интеллектуального представления о духовном знании и духовных реалиях, либо это может быть постижение и переживание аспектов духовного знания, либо это может быть мистический или трансперсональный опыт. Возникновение указанных эффектов всецело обусловлено качеством предварительной подготовки участников.

О назначении мистериального цикла Борис Леонидович предельно ясно разъясняет во введении к мистериальному циклу. Назначение мистериального цикла состоит в том, чтобы помочь участникам, которые только начинают своё духовное восхождение, сформировать необходимый фундамент, существование которого необходимо для последующей духовной работы. Иначе говоря, ученик должен получить необходимую подготовку. Подготовительную функцию выполняет мистериальный цикл. Она выражается в формировании духовно образованной личности, очищение психики от негативных качеств, взращивание душевных качеств соответствующих требованиям высокой этики.

Мистериальный цикл и связанная с ним мистериальная практика — это один из способов, посредством которого осуществляется разворачивания того, что уже потенциально присутствует в недрах личности. Присутствует, но как бы в «свёрнутом» состоянии.

Фактически все системы совершенствования, созданные до сих пор нацелены на разворачивание уже потенциально заложенного в недрах личности. Вполне возможно, что следующий этап создания систем совершенствование будет зиждеться на ином принципе. На принципе творчества. В данном случае речь идёт не о том уровне творчества, к которому мы привыкли за прошедшие тысячелетия, и который в своём минимуме проявлялся как совокупность искусств, а в своём максимуме проявлялся как Высокое Культуротворение. Речь идёт о таком уровне творческой деятельности человека, следствием которой будет являться возникновение в Мире, Космосе, Вселенной не существовавших ранее видов и форм Реальности. Причём созданный новый вид Реальности будет органически вписываться в структуру мироздания. Продукт такого уровня творческого проявления станет органической частью Мира и будет иметь не антропный смысл (т.е. направленный на улучшение качества бытия человека), а мировой смысл.

Таким образом, новая система совершенствования построенная на принципе творчества приведёт не к разворачиванию того, что потенциально присутствует в человеке, а к возникновению таких качеств, которые даже потенциально не присутствуют в человеке.