Вишнуизм /Смирнов Б. Л. - 1960/: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) Метка: ручная отмена |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
[[Файл:Вишнуизм (Смирнов Б. Л. - 1960).pdf|300px|мини|справа]] | [[Файл:Вишнуизм (Смирнов Б. Л. - 1960).pdf|300px|мини|справа]] | ||
<div align="justify"> | <div align="justify"> | ||
'''ВИШНУИ́ЗМ''' — наиболее распространённая наряду с ''шиваизмом'' и ''брахманизмом ''инд. религия | '''ВИШНУИ́ЗМ''' — наиболее распространённая наряду с ''шиваизмом'' и ''брахманизмом ''инд. религия послеведич. периода (см.'' Веды''). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения — боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ''ведической религии'', в период её упадка (6—5 вв. до н. э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой — гл. богом брахманов (жрецов). | ||
В сер. 1-го тысячелетия до н. э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В.,'' джайнизма'' и ''буддизма''. Общим для этих филос.‑религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ''ахимсы'' (ненасилия) и т. д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (''бхакти''), к‑рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. — ''Бхагавадгите''. Развитие идей В. происходило в течение 3‑1 вв. до н. э. и ярко отражено в эпосе «Махабхарате» и «Рамаяне». | В сер. 1-го тысячелетия до н. э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В.,'' джайнизма'' и ''буддизма''. Общим для этих филос.‑религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ''ахимсы'' (ненасилия) и т. д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (''бхакти''), к‑рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. — ''Бхагавадгите''. Развитие идей В. происходило в течение 3‑1 вв. до н. э. и ярко отражено в эпосе «Махабхарате» и «Рамаяне». |
Текущая версия на 19:09, 14 апреля 2024
Смирнов Борис Леонидович
Скачать: Вишнуизм (Смирнов Б. Л. - 1960).pdf
ВИШНУИ́ЗМ — наиболее распространённая наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия послеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения — боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период её упадка (6—5 вв. до н. э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой — гл. богом брахманов (жрецов).
В сер. 1-го тысячелетия до н. э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.‑религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т. д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к‑рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. — Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3‑1 вв. до н. э. и ярко отражено в эпосе «Махабхарате» и «Рамаяне».
Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в «именах» Вишну. Наиболее древнее имя Вишну — Нараяна — отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлён с вождём Кришной («Чёрный»), выразившим идеалы кшатриев.
В сер. 1‑го тыс. до н. э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств. религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхья, к‑рая развивала целостное учение о мире как о периодич. разворачивании и сворачивании природы (пракрити). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте «Махабхараты» — в «Нараянии» и в «Бхагавата-Пуране». Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к‑рый развил дуалистич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты.
Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., кн. 1, М.–Л., 1950; Махабхарата, пер. с санскр., [т.] 1‑4, Ашхабад, 1956‑58; Bhandarkar R. G.,
Vaishavism, Saivaism and minor religions systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, Bd. 3, H. 6); Masson-Oursel P., de Willmann-Grabovska H., Stern Ph.,
L’Inde antique et la civilization indienne, P., 1933; Macnikol N.,
The living religions of the Indian people, L., 1934.