Вишнуизм /Смирнов Б. Л. - 1960/: различия между версиями

Материал из БоЛеСмир
Перейти к:навигация, поиск
Метка: ручная отмена
 
Строка 8: Строка 8:
[[Файл:Вишнуизм (Смирнов Б. Л. - 1960).pdf|300px|мини|справа]]
[[Файл:Вишнуизм (Смирнов Б. Л. - 1960).pdf|300px|мини|справа]]
<div align="justify">
<div align="justify">
'''ВИШНУИ́ЗМ'''&nbsp;— наиболее распространённая наряду с ''шиваизмом'' и ''брахманизмом ''инд. религия послевидич. периода (см.'' Веды''). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения&nbsp;— боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ''ведической религии'', в период её упадка (6—5 вв. до&nbsp;н.&nbsp;э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой&nbsp;— гл. богом брахманов (жрецов).
'''ВИШНУИ́ЗМ'''&nbsp;— наиболее распространённая наряду с ''шиваизмом'' и ''брахманизмом ''инд. религия послеведич. периода (см.'' Веды''). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения&nbsp;— боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ''ведической религии'', в период её упадка (6—5 вв. до&nbsp;н.&nbsp;э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой&nbsp;— гл. богом брахманов (жрецов).


В сер. 1-го тысячелетия до&nbsp;н.&nbsp;э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В.,'' джайнизма'' и ''буддизма''. Общим для этих филос.‑религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ''ахимсы'' (ненасилия) и т.&nbsp;д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (''бхакти''), к‑рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В.&nbsp;— ''Бхагавадгите''. Развитие идей В. происходило в течение 3‑1 вв. до&nbsp;н.&nbsp;э. и ярко отражено в эпосе «Махабхарате» и «Рамаяне».
В сер. 1-го тысячелетия до&nbsp;н.&nbsp;э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В.,'' джайнизма'' и ''буддизма''. Общим для этих филос.‑религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ''ахимсы'' (ненасилия) и т.&nbsp;д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (''бхакти''), к‑рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В.&nbsp;— ''Бхагавадгите''. Развитие идей В. происходило в течение 3‑1 вв. до&nbsp;н.&nbsp;э. и ярко отражено в эпосе «Махабхарате» и «Рамаяне».

Текущая версия на 19:09, 14 апреля 2024

Источник: Философская энциклопедия, Москва, ГНИ "Советская энциклопедия"; т. 1, 1960г. стр. 264
Скачать: Вишнуизм (Смирнов Б. Л. - 1960).pdf
Вишнуизм (Смирнов Б. Л. - 1960).pdf

ВИШНУИ́ЗМ — наиболее распространённая наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия послеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения — боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период её упадка (6—5 вв. до н. э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой — гл. богом брахманов (жрецов).

В сер. 1-го тысячелетия до н. э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.‑религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т. д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к‑рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. — Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3‑1 вв. до н. э. и ярко отражено в эпосе «Махабхарате» и «Рамаяне».

Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в «именах» Вишну. Наиболее древнее имя Вишну — Нараяна — отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлён с вождём Кришной («Чёрный»), выразившим идеалы кшатриев.

В сер. 1‑го тыс. до  н. э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств. религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхья, к‑рая развивала целостное учение о мире как о периодич. разворачивании и сворачивании природы (пракрити). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте «Махабхараты» — в «Нараянии» и в «Бхагавата-Пуране». Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к‑рый развил дуалистич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты.


Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., кн. 1, М.–Л., 1950; Махабхарата, пер. с санскр., [т.] 1‑4, Ашхабад, 1956‑58; Bhandarkar R. G., Vaishavism, Saivaism and minor religions systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, Bd. 3, H. 6); Masson-Oursel P., de Willmann-Grabovska H., Stern Ph., L’Inde antique et la civilization indienne, P., 1933; Macnikol N., The living religions of the Indian people, L., 1934.

Б. Смирнов. Ашхабад.